Перова Е.Г.

                       Обзор журнала Restauro за 1998 г.

 

№1.

Статья К.-Г. Вундерлиха описывает  исследования голубого пигмента в настенной живописи средневековья и попытки реконструкции с указанием старых и новых рецептов.

М. Лехнер рассказывает о реставрации  «Венского алтаря» 17 в., в процессе которой решались две главные проблемы: обработка поверхности  и наклеивание янтаря на янтарь (канадский бальзам в ксилоле) и на дерево (клей из заячьих шкурок с медом и антисептиком) . В процессе реставрации удалено  6 видов клеев, применявшиеся ранее: от смоляной мастики до ПВА.

В статье М. Крибель изложен процесс консервации и реставрации драгоценной шкатулки 1896 г., выполненной из различных сортов дерева с металлической аппликацией. Проведены исследования лигатур и лака.

Итальянский историк реставрации К,Джаннини повествует об одиссее фресок Тьеполо, приводя, в частности, историю ныне утерянной фрески, выполненной  Тьеполо в Санкт-Петербурге для канцлера Воронцова. Описаны различные виды техник переноса настенной живописи на другую основу (методики, известной с конца 18 в.):  ранняя - перенос фрески вместе с штукатуркой; французская (картонаж-пластрон) и итальянская  Strappo - перенос только красочного слоя. В качестве примера  приводится перенос фрески Тьеполо площадью 100 кв.м.  в 1893 г.

В статье группы авторов во главе с П. Кляйном исследуются возможности ИК-спектроскопии для датировки дерева. Авторы приходят к выводу, что данный метод не имеет преимуществ по сравнению с традиционными методами датировки дерева - дендрохронологией и радиокарбонатным методом и не является альтернативой для них.

 

№2.

Усовершенствование труда реставратора и художника - практичный упор для рук, присоединяемый к мольберту и изобретенный в высшей школе живописи Дрездена представлен в статье П. Демут (Demuth).

Реставрации необычного экспоната - анатомической модели лошади из папье-маше сер.19 в. посвящена следующая статья ( О. Карлсон). Подробно описаны  строение лошадки (фигура открывается, обнаруживая внутренние органы), состояние сохранности (удручающее) и реставрационные процессы.

Г.Огнибени (Ognibeni)  делится результатами исследований лаковых коробочек мануфактуры Штобвассера (1760-1860-е гг.) Занимаясь реконструкцией круглых и «угловатых» коробочек, автору не удалось получить папье-маше «твердое, как дерево» - согласно источникам - так как сегодня уже невозможно добыть все необходимые ингредиенты.

 

Достойна ли современная архитектура быть охраняемой как памятник ? Набор «поновленческих» приемов обширен - от простой окраски до полной реконструкции. На примере Швейцарии  Х.Шмидт  показывает, что бережная реставрация подобных зданий возможна.

Нейтрализации и укрепления бумаги можно достичь, обрабатывая ее на специальной установке (В.Файндт и др., исследования в городском архиве г.Вюкебурга). Бумага обрабатывается полистно (вес 140 г/ м2 и размер DINA 6, листы меньшего размера монтируются на подложку). Результаты обработки: повышение PH с 7,5 до 10,5 (сохраняется спустя 48 часов старения в щелочной среде). Подробно описаны параметры обработки, изменения химических и физических свойств бумаги, методы проверки.

Статья  Т. Крекеля-Ханзума  рассказывает о реставрации алтаря церкви Св.Стефана 1505 г., при которой возникли две основные проблемы:  что привело к возникновению белых точек на поверхности дерева (дуб) и какой вредитель разрушил древесину? Белые точки-звездочки оказались растворимыми солями щавелевой кислоты, появление которых - результат использования порошка ASUSO при реставрации 1953 г., который применялся в то время художниками и реставраторами как протрава для восстановления светлого цвета дерева и растворялся в щавелевой кислоте. Повреждения дерева были вызваны т.н. «жуком корабельных верфей» ( Lymexylon navale L).

Группа исследователей  во главе с Б.Пирт-Боргерс (Piert-Borgers) занималась изучением лаков периодов барокко и рококо: белый, красный, «под дерево», терпентин, ныне утерянный прозрачный блестящий лак, шеллак. Исследования соотносились с проблемами реставрации: удаление лаков и их точная или приближенная реконструкция.

 

№3.

У. Роншток рассказывает о судьбе «Молящегося мальчика» -  античной бронзовой скульптуры  к. 4 в. до н.э. (высота 128 см). Анализ технологии поновлений и применявшихся материалов позволил восстановить хронологию реставрационных вмешательств, продолжавшихся со времени находки статуи в достаточн разрушенном состоянии ( не хватало наполовину обеих рук и левой ноги)  в 1558 году до наших дней (12 реставраций).

В статье А.Унгер анализируются негативные последствия применения средств защиты деревянных объектов - балок, мебели, скульптуры от вредителей (DDT, Lindan, «PCP», Hylotox 59, Hylotox IP, Hylotox S) и трудности устранения этих последствий - например, кристаллического белого налета (т.н. «DDT-снега») с полихромной скульптуры.  

Проблеме сохранения граффити - надписей, сделанных советским солдатами на Рейхстаге в мае 1945 года посвящена статья М. Оберманна.

Компьютерные технологии все больше внедряются в реставрацию. Р.Коссанн расказывает о виртуальной реконструкции внутренней отделки барочного секретера, сделанной в процессе разработки концепции реставрации. Программа Corel Foto-Paint, функции: Klonen, Helligkeit, Poligon, Fullen позволяют точно репродуцировать фрагмент изображения, передвинуть его в другую позицию и «клонировать» изображение, сделать его светлее или темнее, положить тени, выделять или маскировать многоугольные формы (например, выдвижные ящики). Использованная база данных содержит 100 изображений предметов мебели соответствующей эпохи.

 

 

При реставрации Мюнстеркирхе (г. Эссен) было обнаружено, что восьмиугольная железная решетка, служившая арматурой для бетонного подножия ( забетонировано в 1958 г. при очередной реконструкции) состоит из двух частей: сев. часть - производства 1884 г. и южная часть - более ранняя, отнесенная авторами предположительно к 9в. - времени основания кирхи. В статье подробно рассказано о металлургии, технике изготовления решетки и ее реставрации.

И.Г. Неевель и Б. Райсланд публикуют результаты первой стадии проекта по исследованию коррозии железо-галловых чернил, предпринятого в Нидерландском институте культурного наследия в рамках подготовки выставки рисунков Гверчино (1591-1666). Изучение литературы показал, что в качестве причин образования коррозии выдвигаются следующие процессы: гидролиз целлюлозы в кислой среде и самоокисление целлюлозы благодаря катализации ионами железа (II). В статье проанализированы способы борьбы с коррозией чернил.

 

№4.

Почтовые открытки из бересты времен первой мировой войны находились в свернутом состоянии более 80 лет. Для распрямления рулончики бересты выдерживались некоторое время в парах этанола, после чего они приобретали необходимую эластичность (П.Хоффман).

Г.Пининг и Р.Шварц  рассказывают о применении холода при очистке различных поверхностей без повреждения самой поверхности (воск с паркета, граффити с камня и металла, коррозионной пленки с металла). Описаны три техники: 1. - очистка струей сухого льда при помощи аппарата по типу пескоструйного, вместо песка в котором действуют частички льда. Это модификация способа, применяемого в военном деле при очистке самолетов. 2. - очистка методом излучения частиц. 3. - охлаждающие кратковременные компрессы. Для этого требуются специальные мешочки из ткани, наполненные металлическим гранулятом, которые охлаждают в особом составе, а затем помещают на очищаемую поверхность, после чего охлажденное покрытие легко удаляется скальпелем.

Реставрации алтаря бывшей монастырской церкви(г. Регенсбург) посвящена статья Т.Шеллера и Т. Мундта. Дано полное описание состояния сохранности алтаря (деревянная полихромная скульптура, инкрустация, золочение) и реставрационных процессов.

Результаты генетических исследований микроорганизмов, повреждающих фрески приведены в статье С. Реллеке и В. Любитц.

Интересное сообщение И.Шэфера о применении графических техник в живописи.   Автор изучил картину нидерландского художника Гиллиса Нейтса (Gillis Neyts) «Горный пейзаж с путниками»,  написанная на медной доске маслом (1681 г., 29,6х38,4 см). Что это - новая живописная техника или продолжение традиций? Художник напряду с чисто живописными приемами применяет и графические: подчеркивает контуры, вводит штриховку, причем пользуется не только кистью, но и пером; не только маслом, но и чернилами растительного происхождения.

Цель каждой реставрации - сохранить субстанцию в том состоянии, в котором она дошла до нас. Так считает К. Байнткер, открывая в своей статье дискуссию о книге, которую воспринимает в двух ипостасях: книга - источник информации и книга - археологический объект. Автор приводит примеры минимального вмешательства при реставрации переплетов книг.

 

№5.

Статья Х.М. Хангляйтера  является первой частью публикуемых исследований «летучих» связующих в реставрации настенной живописи и описывает материалы, пригодные к применению для создания временной гидрофобности, временного укрепления и защитного покрытия поверхности (Mеtnthanol-3, Camphen, Cyclodecan - CCD).

О применении синих красок в культуре Океании рассказывают Г.Бартон и С. Вайк. В состав «синьки» ( Waschblau)  входят искусственный прусский голубой пигмент и ультрамарин. Синька применялась на островах Тихого океана не только как оптический осветлитель текстиля, но и для окраски коры, волокон растений, дерева и камня.

В статье И.Ляйснера и др. изложены положительные результаты первых опытов по лазерной очистке витражей от продуктов коррозии, органических полимеров и микроорганизмов ( на пробных образцах).

Часто при реставрации того или иного объекта возникает дискуссия между реставраторами и историками искусства: как сохранить оригинальную субстанцию, где требуется стабилизировать конструкцию, что должно быть реконструировано? Подобные проблемы решались при реставрации парковой коляски Фридриха Великого 18 в. (длина 360 см., ширина 120см. частично полихромное дерево, металл. кожа, текстиль), в частности, по поводу кожи и текстиля,  которые пришлось где полностью, где частично реконструировать.

Н. Индиктор (химик, Бруклин-колледж, Нью-Йорк) делится результатами исследований, посвященных уточнению возраста восточных шелковых тканей, обнаруженных в 1924-25 гг. в захоронении в Северном Иране и отнесенных предположительно к 932 - 1055 гг. Дано подробное описание метода исследования при помощи 12С/14С - изотопов, который позволил выяснить, что большинство образцов относятся к гораздо более позднему времени.

К.Лейкерс всесторонне изучил южно-нидерландский многочастный алтарь 16 в. в Берлине (резное дерево, деревянная скульптура), проанализировал состояние скульптуры, выявив ее оригинальные части и поздние дополнения, и  разработал свою концепцию первоначального внешнего облика алтаря.

 

№6.

Весь номер посвящен применению лазерных технологий в реставрации.

В.Д.Вагнер излагает основные принципы действия лазера при очистке поверхностей и мобильные аппараты, применяемые при этом (модель NL - 102).

П.Хайнрих приводит примеры положительных результатов лазерной очистки археологического объекта - византийской кольчуги570 г. н. э., покрытой коростой из масла, смолы и ржавчины. Предварительно проводилась обработка в растворителях и осторожная очистка микропескоструйным аппаратом.

Б.Хартманн и Г. Видеманн делятся опытом применения лазера при очистке сильно загрязненного декора  богато украшенного комода (различные сорта дерева, раковины, перламутр, кораллы. стеклянный жемчуг, кварц).

Группа авторов  провела серию исследований по лазерной очистке поверхностей бумаги и пергамена от загрязнений и пятен (клея, чернил, следов пальцев) на образцах и на исторических оригиналах  15 в.:  с чернильным рукописным и с печатным текстом, в том числе и с двусторонним. Результаты положительные. Возможности и границы метода еще исследуются.

Лазер находит свое применение и при очистке полихромных каменных поверхностей (исследования венских специалистов Т.Краруп и И. Ниммрихтера). Работы велись в романском портале - входе в ризницу на западной стороне собора Св. Стефана в Вене. Применялись различные техники очистки в различных комбинациях: механические. химические и лазерные. Вывод: применение лазера для очистки отдельных участков каменной полихромной поверхности требует величайшей осторожности, точности и может служить лишь дополнением к другим методам. все процессы должны быть тщательно документированы.

В статье К.Хайлайн описаны результаты исследований возможностей  лазерного удаления покрытий (лак, животный клей, воск, маркер, чернила, сажа, кофе, шоколад, следы пальцев)  со слабого красочного слоя (тушь, гуашь, пастель, смесь сухих пигментов и т.д. ), не повреждая его. Серия опытов на специально подготовленных образцах.

У.Райхерт рассказывает о первых опытах по очистке текстиля при помощи лазера на образцах растительного и химического и крашения, загрязненных графитом, и на оригиналах -  например, очистка реликвария к. 17 в. (бархат, шелк, золотное шитье).

Завершает номер статья группы авторов о лазерной очистке бронзовой скульптуры от зеленой        патины.

 

№ 7.

Статья Х.Хомбургер и Б.Корбель посвящена проблемам реставрации архитектурных чертежей 20-30х гг. 20 в.  на кальке.  Большое количество повреждений на подобных объектах объясняется как особенностями обращения с ними - чаще всего это рабочие чертежи, так и свойствами самого бумажного носителя - прозрачной хрупкой кальки. Подробно описаны состояние сохранности, предыдущие реставрации и методы авторской реставрации.

Вторая часть статьи Х.М. Хангляйтера о «летучих» связующих. Рассказано о конкретных случаях применения подобных средств при защите поверхностей живописи, камня и фресок.

Как удалить хрупкую жесткую  корку  старого глютинового клея? На этот вопрос отвечают в своей статье  Х. Валлнер-Холле и О. Вэхтер, описывая реставрацию карты Тироля, выполненной на бумаге ( гравюра, перепечатка 1902 г. издания 1620 г.) в форме геральдического орла.  Для удаления старых животных клеев авторы применяли энзимы.

Статья М.Хомолки посвящена необычному  объекту, Это т.н. «анаморфоза» представляющая собой декоративную панель, украшенную рельефным орнаментом из папье-маше. Сама панель состоит из 7 плоскостей с росписью, глядя на которую анфас видишь абстрактный живописный рисунок, напоминающий мрамор или яшму.  При взгляде сбоку вдоль панели на расстоянии 32 см от края и 2 см от поверхности панели ясно видны два портрета: Вильгельма Вернера фон Циммерна и его жены Амалии, живших на рубеже 15-16вв. Подробно изложены состояние сохранности, конструкция, процессы реставрации. включая реконструкцию деталей орнамента из папье-маше.

Д.фон Дершау и А. Унгер затрагивают проблемы, связанные с методами удаления эпоксидной смолы, применявшейся при ранних реставрациях

Завершает номер статья Н.Ридаль и Г.Хилберта о возможности применения циклодекана (Cyclodecan) для реставрации оштукатуренных поверхностей.

Hosted by uCoz